Собираемся на пленэр
Пленэр — это магия искусства на открытом воздухе, искусство, которое находит свои корни в XIX веке.

Английские художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон первыми осмелились создавать не просто эскизы, а полноценные картины под открытым небом.

Их современники скептически восприняли это нововведение, однако французские импрессионисты, чьи произведения были наполнены мимолетными впечатлениями, приняли его с восторгом. Именно французы подарили миру термин «пленэр».
Природа — неиссякаемый источник вдохновения. Каждый пейзаж уникален, каждое мгновение изменчиво.

Пленэр позволяет художнику запечатлеть игру света и тени, богатство природных оттенков и даже неуловимый эффект воздуха.

К тому же пленэры привели к появлению новых инструментов, таких как краски в тубах и этюдники, которые облегчили творческий процесс.

Именно поэтому пленэры из года в год становятся все популярнее и популярнее.
Почему пленэр стал так популярен?
Ошибочно полагать, что пленэр — привилегия профессионалов.

Рисование на природе стало обязательным этапом в обучении живописи. Это занятие помогает тоньше воспринимать мир, развивает цветовое восприятие и эстетическое чутье.

Даже начинающие художники могут учиться передавать свои эмоции и ощущения, наслаждаясь слиянием с природой.

Как только погода становится теплой, на улицы выходят не только профессионалы, но и студенты художественных школ и все, кто хочет развить свои навыки в рисовании.
Пленэр для всех
Выбирайте укромные уголки, где вам не будут мешать любопытные взгляды, такие как тихие усадьбы или отдаленные загородные места.

Если вас, наоборот, привлекают людные улицы, то избежать отвлекающих разговоров помогут наушники.

Так же вы можете присоединиться к местной группе пленэристов, которые знают интересные места города.
Подготовка к пленэру
Начинайте с простых этюдов, избегая масштабных проектов. Учитесь быстро захватывать суть сцены.

Вот несколько тем для вдохновения:
  • Пейзаж, наполненный солнечным светом, и его версия с другого ракурса — «против света», чтобы лучше понять освещение.

  • Модель в белом платье под деревом: игра световых оттенков на белом фоне.

  • Вечерний пейзаж: длинные тени, бронзовые и золотистые оттенки, и необходимость уловить уходящее солнце.

  • Пасмурный день: холодный рассеянный свет и приглушенные тона, отличный для городских сцен.


Правильный выбор места и подготовка — ключ к успешному пленэру. Подходите к этому с вниманием, и ваш творческий процесс принесет радость и вдохновение.
Выбор художественных материалов и основы требует внимания и осторожности.
На пленэре можно использовать самые разнообразные средства, но лучше всего начать с того, что вам наиболее знакомо и комфортно в использовании.

Выбор материалов для пленэра
Не берите с собой все имеющиеся краски. Ограничьте палитру и объем. Используйте таблетницы или органайзеры для бисера, чтобы аккуратно разместить необходимые цвета, способные создать богатую гамму оттенков.

  • Гуашь — отличный вариант для начинающих. Она растворяется в воде, быстро высыхает и не доставляет хлопот при транспортировке готовых работ.
  • Акварель — подходит для более опытных художников. Она позволяет передавать легкость и воздушность пейзажа, высыхает быстро, но требует специальных навыков.
  • Масло — излюбленный материал пленэристов. Масло дает плотные, перекрывающиеся мазки, но сохнет очень долго, поэтому необходимо заранее продумать, как транспортировать готовую работу.
Краски
  • Акрил — универсальный материал, который растворяется в воде, быстро сохнет и может использоваться как в акварельной, так и в пастозной технике.
  • Графические материалы: пастель, маркеры, карандаши — идеальны для тех, кто увлекается архитектурным или городским скетчингом, так как они позволяют расположиться буквально на любой уличной скамейке.
При выборе основы для пленэра важно не стремиться к большим размерам.
Во-первых, маленькие холсты или бумага легче в транспортировке.
Во-вторых, как утверждал известный пленэрист Левитан, крупные полотна зачастую содержат "больше вранья", требуя доработки в студии по памяти и воображению.
Оптимальный размер этюда – не больше альбомного листа, идеал – 10 × 15 см.
Выбор основы
  • Бумага для любой техники: для работы с бумагой возьмите твердую подложку, например, планшет или картонку, и закрепите лист канцелярскими резинками или малярным скотчем.

  • Скетчбуки: благодаря жесткой обложке отпадает необходимость в планшете.

  • Грунтованный картон или холсты на картоне: удобны для работы на коленях.

  • Грунтованные холсты на подрамнике: лучше использовать с переносным мольбертом-треногой или этюдником, в котором можно хранить все принадлежности и безопасно транспортировать готовую работу домой.
Подготовка к пленэру требует тщательного выбора инструментов, ведь каждый из них играет свою роль в создании шедевра.

  • Кисти: Ваш выбор кистей зависит от типа краски. Беличьи кисти идеально подходят для акварели, щетина — для масла и акрила, пони — для гуаши и акрила, синтетика и колонок — универсальны.

  • Водяная кисть (аквакисть): Незаменима для быстрых зарисовок без необходимости носить с собой емкость для воды.
Вспомогательные инструменты и оборудование
  • Палитра и емкости для воды: Палитра и стакан для мытья кистей, а также вода для разбавления красок и питья. В жару возьмите замороженную бутылку воды — так она дольше останется прохладной.

  • Простой карандаш, канцелярский нож, ластик или клячка: Обязательно для начальных набросков и исправлений.

  • Папка для эскизов и пеналы для кистей: Чтобы работы и инструменты были в порядке и удобны в транспортировке.

  • Разбавители и маскирующая жидкость: Разбавители - для акриловых и масляных красок, а маскирующая жидкость - для акварели.

  • Складной стул: Незаменим для комфортной работы. Даже обычный кемпинговый стул подойдет.
Не забудьте взять с собой перекус и напитки для поддержания сил, салфетки для рук и инструментов, а также пакеты для мусора. Дождевик или зонт также пригодятся: зонт защитит не только от дождя, но и от солнца. Выбирайте белый или черный зонт, чтобы избежать нежелательных цветовых искажений на рисунке.
Как вы заметили на фото выше, наши ученики на пленэрах сидят в позах "креветок".
Конечно, это не самая полезная поза для опорно-двигательного аппарата растущего организма.

Пленэристу, который проводит продолжительное время за работой, желательно иметь этюдник или облегченный вариант мольберта.

Так же на сегодняшний день в художественных магазинах и на маркетплейсах встречаются разнообразные навесные палитры, которые можно приспособить к этюднику. Такие "полочки" не только являются отличным местом для смешивания красок, но и являются своеобразным органайзером для рабочих инструментов.